Преобразование ВМОЛАУ им. Сталина и кончина ейской кузницы авиационных (лётных) кадров

Ейское ВМОЛАУ им. Сталина (так называлось училище с 1943 г., до этого – ВМАУ им. Сталина) и Качинское ВАУЛ им. А.Ф. Мясникова – самые старейшие отечественные военные лётные школы (училища). Существование первого, принадлежащего морскому ведомству царской России, восходит к 1915 г. (расформировано в 2011 г.), второго ещё к более раннему времени – к 1910 г. (сформировано по велению Николая II, расформировано в 1998 г.). ВМАУ носило и имя Л.Д. Троцкого (1918–1925), и имя И.В. Сталина (1930–1957), и имя лётчика-космонавта дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова (1967–2011). В общем название изменялось более двух десятков раз, но главная сущность оставалась. Около десятка раз (если сказать точно, 8 раз) изменялось его место базирования. Первое размещение в Ейске – 1931 г., во время ВОВ в Ейск вернулось в 1944 г.
После ВОВ (1945 г.) ВМОЛАУ готовило в основном лётчиков-истребителей морской авиации на боевых поршневых самолётах (Як-9, ЛА-7, 9, 11). Переход на реактивные истребители (МиГ-15) начался в 1950 г. Первым самостоятельно на МиГ-15 вылетел упоминавшийся выше заместитель начальника училища по лётной подготовке полковник Азевич А.И.  Первый выпуск курсантов-лётчиков на МИГ-15 (одна эскадрилья – 78 чел., с квалификацией «пилот-техник») был произведён в 1952 г., первый большой выпуск (378 чел.) – в 1953 г., второй большой выпуск (выпуск А. Кострова) – в 1954 г. (278 чел.) [1].


[1] По данным списков выпускников (по годам), составленных Форумом ЕВВАУЛ и помещённых в ресурсе Интернета (Яндекса).


Следует отметить, что в конце 50-х–начале 60-х гг. произошла ликвидация морской истребительной авиации. Лётный состав и техника были переданы в основном в ВВС и ПВО страны. Определённая часть лётчиков расформированных полков была направлена в активно развертываемую в те годы вертолётную (в том числе и корабельную) авиацию ВМФ.
Выскажем субъективное мнение относительно решения военно-политического руководства СССР по ликвидации истребительной авиации ВМФ. Оно было принято, по нашему мнению, потому что:
1) у Руководства страны сформировалось осознание того, что приоритетом в вооружении на том этапе его развития является внедрение ядерных средств поражения, доносимых до целей ракетами различных классов, в первую очередь ракетами дальнего действия (стратегическими ракетами). И это правильное осознание. Складывалась уверенность, что СССР способен нанести уничтожающий ракетно-ядерный удар по любому эвентуальному противнику-агрессору. Особенно в этом был твёрдо убеждён Н.С. Хрущёв – первое лицо в государстве. Это подтверждают известные миру его слова «…мы вам покажем кузькину мать…». В 1959 г. в СССР указом Верховного Совета СССР от 17 декабря 1959 г., были созданы РВСН. Их техническое оснащение и поддержание в высочайшей боевой готовности потребовали очень больших материальных и финансовых затрат. В определённой степени это решалось путём, в том числе, расформирования частей и соединений морской и армейской авиации, или перевода некоторых из них в полном составе в структуру РВСН [2];


[2] Безусловно РВСН до сих пор являются одним из основных стабилизаторов международной обстановки.


2) Руководство было убеждено, что непалубная (сухопутная) истребительная авиация малоэффективна в обеспечении боевых действий корабельных соединений, действующих на больших расстояниях от аэродромов базирования частей истребительной авиации, практически ничтожного её воздействия, как средства противолодочной борьбы. Для такой борьбы больше подходят палубные вертолёты и палубные истребители-бомбардировщики;
3) сложилось представление (по нашему мнению, ложное представление), что экипажи истребительной авиации ПВО способны решать боевые задачи на море не хуже, чем это делают экипажи морской истребительной авиации.
Нам довелось служить в 4-м ГИАП 24-й ГИАД, одних из лучших в ВВС КБФ. И дивизия, и все её три гвардейских полка к 1960-му году были расформированы. Большая часть лётного состава была направлена в ПВО страны, другая – в формируемые вертолётные подразделения авиации ВМФ. Кто-то уволился с военной службы.
Возможно вышеуказанный пункт 3) послужил основанием для передачи в 1956 г., училища в состав ВВС Северо-Кавказского военного округа (СКВО). В связи с этим из названия ВМОЛАУ были исключены слова «Военно-морское». Оно стало называться, как Ейское ордена Ленина авиационное училище им. Сталина, а с 1957 г. – Военное ордена Ленина авиационное училище лётчиков ВВС им. Сталина.
В 1959 г. училище получило статус высшего учебного заведения. Оно стало называться как Ейское ордена Ленина высшее военное авиационное училище лётчиков им. Сталина [3]. Установлен 4-хгодичный срок обучения (1-й курс – исключительно теоретическая подготовка, 2–4-й – теоретическая и лётная подготовка). Выпускникам стали присваивать квалификацию «лётчик-инженер». Указанное изменение статуса училища обусловило необходимость доучивания лётчиков-инструкторов и других авиационных специалистов, не имеющих высшего образования. Для этого в 1960-м г. при училище создано вечернее заочное отделение с 4-хгодичным сроком обучения.


[3] Некоторые из приведённых дат организационных изменений приняты из статьи Википедии «Ейский высший военный авиационный институт». В ней же указаны нормативные правовые акты, в соответствии с которыми выполнялись указанные изменения.


В 1960 г. началась подготовка на МИГ-17, модифицированном под решение задач истребителя-бомбардировщика.
В 1961 г. из названия училища исключены слова «имени И.В. Сталина», что произошло в связи с усилением партийного развенчания культа личности Сталина. На 22-м съезде КПСС (октябрь 1961 г.) было принято решение о выносе тела Сталина из Мавзолея. Естественно, последовали вычёркивания слова «Сталин» из каких бы то ни было документов. Бюст вождя, ранее установленный перед центральным входом в здание училища, исчез ещё в 1953 г., после закрытого заседания 20 февраля 1956 г. 20-го съезда КПСС.
В 1962–63 гг. сотрудниками НИИ психологии УССР проведены исследования по профессионально-психологическому отбору (ППО) кандидатов в курсанты лётных училищ. Исследования велись двумя группами. Первая (ведущая) группа под руководством Т.Т. Джамгарова изучала кандидатов в ЕВВАУЛ. Кандидаты проходили обследование по комплексу специально отобранных физических упражнений на координацию движений, выносливость, эмоциональную устойчивость и т.д. Вторая группа под руководством Е.А. Милеряна провела ППО в Харьковском ВВАУЛ. Здесь были осуществлены выбор и апробация комплекса аппаратурных и бланковых методик. По результатам исследований в 1963 г. издано новое методическое пособие по ППО кандидатов в летные училища ВВС СССР. В последующем в ЕВВАУЛ, как и в других летных училищах, ППО стал обязательной процедурой отбора кандидатов в курсанты-лётчики.
С 1962 г. началось освоение сверхзвукового высотного истребителя СУ-7 (в некоторых источниках его называют истребителем-бомбардировщиком), а в последующем СУ-7Б – истребителя-бомбардировщика. Таким образом в училище начался переход от подготовки лётчиков-истребителей к подготовке лётчиков-истребителей-бомбардировщиков [4]. Подготовка лётчиков истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА) продолжалась в течение 30 лет, в сущности до конца подготовки лётчиков училищем.


[4] Это означало универсализацию боевого применения истребительной авиации, усиления её ударных возможностей путём применения штурмового и бомбардировочного оружия, включая и ядерное, при осуществлении фронтовых операций и подобных операций силами флота.


В 1963 г. в названии училища сделана перестановка слов (Ну, действительно! Детская игра юристов!). Произведён 1-й выпуск лётчиков-инженеров (некоторым выпускникам присвоена квалификация «военный лётчик 3-го класса»). В этом году начались самостоятельные полёты курсантов (аэр. в Таганроге) на Су-7Б (без вывозных полётов на подобном учебном самолёте, Су-7У появились в 1968 г.).
В 1964 г. – переход на учебный реактивный самолёт Л-29 («Дельфин», чешского производства), ЕВВАУЛ полностью перешло на реактивные учебные самолёты.
В 1967 г. – опять изменено название, стало: «Ейским высшим военным авиационным ордена Ленина училищем лётчиков им. дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова».
В 1972 г. сформирован истребительный авиационный полк (ИАП) – самолёты МИГ-21 (аэр. Ейск) – для обслуживания отдела штурманов боевого управления.
В 1981 г. началось обучение на истребителе-бомбардировщике Су-17.
В период 1983–1986 гг. набирали курсантов исключительно из окончивших учебные авиационные центры (УАЦ, подобных советским аэроклубам) и прошедших подготовку на Л-29. Установлено, что нет качественной разницы в подготовке лётчиков из выпускников УАЦ и выпускников средних образовательных школ (СОШ) и средних профессиональных учреждений (СПУ).
В 1986 г. началось обучение на учебно-боевом самолёте Л-39 («Альбатрос», чешского производства) [5] во всех учебных авиационных полках (УАП), готовивших истребителей-бомбардировщиков.


[5] По заявлению Дмитрия Дукмасова, выпускника ЕВВАУЛ 1991 г., все три лётных курса (2, 3 и 4-й выпускной) он действительно обучался только на Л-39. Такое решение было принято военно-политическим руководством, по-видимому, из соображений экономии средств.


С 1989 г. все учебные полки выполняли решение высшего руководства осуществлять подготовку лётчиков-истребителей-бомбардировщиков на одном самолёте Л-39.
В 1992 г. состоялся последний выпуск лётчиков (причина – спад активности государства в области обороны). В последующие годы началось «кидание» училища в качестве филиала в различные авиационные заведения (начиная с упоминаемого выше легендарного Качинского училища и кончая ВВА им. Ю.А. Гагарина). В этом году началась подготовка офицеров по специальности «Боевое управление авиацией и управление воздушным движением (БУА и УВД), первый выпуск состоялся в 1997 г., последний – в 2011 г. ЕВВАУ было в ВВС России единственным училищем, выпускавшим таких специалистов [6].


[6] В последующем подготовку таких специалистов стал осуществлять филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Челябинск).


В 1993 г. сформирована учебная авиационная группа (УАГ) для: 1) обеспечения учебного процесса подготовки курсантов по специальности БУА и УВД;
2) переподготовки офицеров строевых частей ВВС по программе «Управление и руководство полётами». В этом же году два УАП училища переформированы в боевые (БАП) и переданы в ВВС ПВО. Этот факт говорил о свёртывании подготовки лётных кадров в училище.
В этом же году (1993) ЕВВАУЛ формально расформировано, на его базе создан филиал (с дислокацией в Ейске) Качинского ВВАУЛ, готовящий (с 5-тилетним сроком обучения) офицеров по специальности «Боевое управление авиацией и управление воздушным движением (БУА и УВД)». Заметим, в период 1993–2008 гг. училище называется сначала Ейским филиалом, а под конец этого периода – ЕВВАУ им. Комарова (слова « лётчиков» в названии нет) [7].


[7] В 1995 г. ЕВВАУ, как филиал Качинского ВВАУЛ), переформируется (базирование в Ейске) в филиал Краснодарского ВВАУЛ, а в 2000 г. – в филиал ВВА им. Ю.А. Гагарина. В 2005 г. вновь создано ЕВВАУ (военный институт), получившее самостоятельность (выведено из статуса филиала). В 2008 г. ЕВВАУ – опять филиал, но теперь «Военного учебно-научного центра ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»). Вот такая происходила длительная организационная эквилибристика!


В 2009 и 2010 гг., впервые в истории училища, был произведён курсантский набор не только из юношей, но и из девушек.
В июле 2011 г. из стен здания ЕВВАУ состоялся последний выпуск курсантов по специальности БУА и УВД. В соответствии с Приказом МО РФ (А.Э. Сердюкова) от 12 июля 2011 г. № 1136 филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (ЕВВАУ им. Комарова) подлежал ликвидации, срок исполнения – до 1 октября 2011 г.
1 сентября 2011 г. состоялся ритуал прощания со знаменем училища, процедуру которого можно посмотреть на видеоролике, отображаемом поисковиком (Интернет) на запрос «Прощание со знаменем ЕВВАУЛ» (https://ok.ru/video/27526565).
Таким образом ейская кузница военных лётных кадров и кадров боевого управления прекратила своё существование. Очень печальный исход!
Недоучившиеся курсанты (по специальности БУА и УВД) переведены в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Краснодар).
Чтобы сильно не печалиться и надеяться на лучшее, скажем, что в 2011 г. начато реконструирование аэродрома в Ейске: в 2014 г. сдана в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса (ВПП) – 3500 м х 60 м (в последующем расширена до 100 м); в 2015 г. на этом аэродроме выполнен первый пилотируемый взлёт МиГ-19 (палубной модификации) [8] с трамплина вновь построенного наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного (НИТКА). В одном из интервью журналисту Главком ВВС и ПВО РФ генерал армии Михайлов В.С. сказал, что окончательное решение о строительстве указанного комплекса на аэродроме Ейска было принято Президентом РФ В.В. Путиным во время его посещения ЕВВАУЛ 17 сентября 2003 г. Ниже приведена памятная фотография, сделанная после ознакомления Президентом РФ В.В. Путиным с учебной базой ЕВВАУЛ.


[8] С 2009 г. на материально-технической базе ЕВВАУЛ, Центра боевого применения и переучивания морской авиации (г. Остров) и Учебного центра морской авиации (пос. Кача, Крым) сформирован Центр боевой подготовки и переучивания морской авиации – ЦБП и П МА ВМФ России.


Преобразование ВМОЛАУ им. Сталина и кончина ейской кузницы авиационных (лётных) кадров

Президент РФ В. Путин (в центре), справа: начальник училища генерал-майор авиации Е. Кругликов, министр обороны РФ С. Иванов, главнокомандующий ВВС и ПВО РФ генерал армии В. Михайлов, начальник ГШ ВС РФ – первый заместитель МО РФ генерал армии А. Квашнин; слева: начальник кафедры тактики ЕВВАУЛ полковник Н. Пароконный, заместитель начальника ЕВВАУЛ по воспитательной работе полковник В. Ершов, заместитель начальника ЕВВАУЛ по учебно-научной работе полковник Е. Барабаш. Ейск, ЕВВАУЛ (у центрального входа в здание училища), 17.09.2003 г. Фото из Интернета, текст А. Кострова

Оставшуюся после расформирования училища инфраструктуру использует 859 ЦБП и П МА ВМФ России (в/ч 49371 – федеральное казённое учреждение (ФКУ) – образовательная организация).
В день прощания со Знаменем ЕВВАУЛ (1 сентября 2011 г.) Совет ветеранов расформированного училища принял решение о проведении на территории бывшего училища массовой патриотической акции, посвященной 100-летию (2015 г.) ЕВВАУЛ. Решение и план проведения акции были одобрены командованием ВМФ РФ [9] и властями г. Ейска. План предусматривал издание книги, описывающей историю становления и развития системы подготовки лётных кадров авиации ВМФ в России и СССР в период 1915–2015 гг. (так написано в аннотации и на титульном листе книги) [10]. Был открыт сбор средств, необходимых для подготовки и издания книги. Объёмная книга с названием СЛАВНОЙ ОТЧИЗНЫ СЫНОВЬЯ была своевременно издана.


[9] Территория и инфраструктура бывшего ЕВВАУЛ теперь полностью перешла в ведение ВМФ России.

[10] Здесь возникает вопрос: в 1956 г. училище переведено в подчинение СКВО и после этого (до расформирования) оно более полувека готовило лётчиков и специалистов боевого управления, в первую очередь для ВВС и ПВО, но не для авиации ВМФ. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, объявленные авторами цель написания и содержание рассматриваемой книги, требуют, со всей очевидностью, уточнения.


25 июля 2015 г. в Ейске на территории бывшего училища (на аэродроме) состоялся, как и планировалось, массовый праздник, посвящённый 100-летию ЕВВАУЛ. Праздник показан на ролике А. Горбанёва по ссылке.
На этом празднике присутствовал мой друг, однокашник по ВМОЛАУ им. Сталина (вып. 1954 г.), Заслуженный военный лётчик СССР полковник в отставке Смирнов Виктор Иванович, который привёз с торжеств в качестве подарка упомянутую выше книгу, титульный лист которой отображён на фото, а также ковбойку с логотипом «ЕВВАУЛ 100 лет».

Преобразование ВМОЛАУ им. Сталина и кончина ейской кузницы авиационных (лётных) кадров

Преобразование ВМОЛАУ им. Сталина и кончина ейской кузницы авиационных (лётных) кадров

У многих, в том числе и у автора настоящего сайта, есть ностальгическая надежда на то, что в Ейске снова заработает кузница военных лётных кадров ВМФ России.