Научные результаты

Основные научные результаты, содержащиеся, по мнению автора, в перечисленных трудах и публикациях

 

а) Баллистика и аэромеханика полёта БР и БА

— Баллистические зависимости и алгоритмы гибкого применения по предназначению БР с инерциальными системами управления (БР с ИСУ) [1].

— Модель результирующего рассеивания БР с ИСУ [1].

— Математическая аппроксимация внешних возмущений, действующих на БР с ИСУ, модели методических и инструментальных ошибок (внутренних возмущений) функционирования элементов, звеньев и систем управления БР с ИСУ [1-3].

— Математическая модель возмущенного движения БР с ИСУ и алгоритм расчёта возмущённых траекторий на ЭЦВМ в задаче анализа рассеивания БР с использованием метода Монте-Карло [1, 3].

— Квадратурные формулы вычисления составляющих вектора отклонения точки падения и вектора фазового состояния возмущенного движения БР с ИСУ [3].

-Математические модели движения высокоскоростных БА с массово-инерционными асимметриями и асимметриями формы (асимметричных БА) для численного и аналитического представления [4, 6, 8,11].

— Асимптотическая аппроксимация мгновенных отклонений аэромеханических характеристик БА, возникающих вследствие импульсных возмущающих воздействий [6, 8, 11].

— Методы устойчивого и точного воспроизведения на цифровых ЭВМ колебательно-вращательного движения асимметричных БА [6, 8, 9].

— Математические модели (системы уравнений) и аналитические методы воспроизведения колебательно-вращательного движения в атмосфере высокоскоростных БА с малыми асимметриями [4, 6, 8].

— Аналитические представления параметров поступательного и вращательного движения асимметричных БА на внеатмосферном и атмосферном участках траектории с использованием одно – и многомасштабных асимптотических разложений [4, 6, 8].

— Технико-баллистическое обоснование системы измерений движения физических моделей БА на баллистических (аэро,- гидро,- и терробаллистических) трассах [5-8].

— Итерационный алгоритм (синтезирующий вычислительные процедуры дискретного метода аналитического продолжения по параметру и метода Гаусса-Ньютона) нелинейной идентификации движения БА по измерениям  на баллистических трассах [6–8, 10,12]. Доказательство условий сходимости вычислительной процедуры синтезированного алгоритма [12].

— Аналитико-алгоритмические процедуры прогнозирования движения БР (цели) и космического перехватчика цели; алгоритмы определения параметров прицеливания перехватчика и вычисления вероятности перехвата (поражения) ракеты перехватчиком [13-16].

— Технические решения в области измерения и идентификации движения БА на баллистических трассах, конструирования моделей БА, используемых в баллистическом эксперименте, разработки способов и устройств управления движением высокоскоростных БА [17].

 

б) Теория и системы защиты объектов и территорий от УСУВД, проведение АСДНР 

— Постановка и метод решения задачи оптимизации показателя «вероятность – стоимость» защиты объекта экономики от преднамеренных воздействий УСУВД [18].

— Методика внутри- и межгруппового ранжирования защищаемых объектов экономики и территорий [19].

— Метод определения условной вероятности попадания УСУВД в объём уязвимости защищаемого объекта (его критического элемента) [16, 20].

— Методика интервального ранжирования защищаемых объектов по многим показателям [21].

— Обобщение опыта аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), проведенных в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1995 г. Рекомендации по улучшению планирования, организации и выполнения указанных работ в условиях социогенной чрезвычайной ситуации (ЧС) [22].

— Обобщение опыта инженерно-технического обеспечения АСДНР, проведенных в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1995 г. Рекомендации по совершенствованию инженерно-технического обеспечения АСДНР [23].

— Методика (модель) возможного распределения средств поражения «разумного противника» по административно-территориальным образованиям страны [24].

— Дискретная модель определения ущерба, наносимого объектам в социогенной ЧС [25].

-Математические модели прогнозирования потребных количеств средств поражения (разрушения) территориальных объектов в социогенных ЧС [26].

— Дискретная модель определения риска разрушения точечного объекта устройством объёмного взрыва [27].

-Методика прогнозирования характеристик риска разрушения объектов при социогенных чрезвычайных ситуациях [28].

— Градация современных вооруженных конфликтов как источников социогенных ЧС по признаку их интенсивности; концепции разрушения потенциально опасных объектов в вооруженных конфликтах. Схема определения показателей важности регионов и субъектов Российской Федерации [29, 30].

 

в) Правовое обеспечение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (гражданской защиты)

 

— Математико-лингвистическая формализация базовых терминов, используемых в области защиты населения и объектов (территорий) от ЧС. Геометрическая и функциональная интерпретация  защиты объекта, синтез структуры управления  защищенностью объекта [31].

— Обоснование направлений развития федерального законодательства, направленного на обеспечение природно-техногенной составляющей национальной безопасности РФ. Модель проекта подзаконного акта «Положение о зоне чрезвычайной ситуации» (рук НИР) [32-34].

— Алгоритм определения риска как меры опасности, адекватной потребностям программно-правового обеспечения защиты населения и территорий от ЧС и основывающейся на байесовой схеме оценки  параметров объекта (процесса) [35, 38].

— Концепция обучения населения гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности [36, 40].

— Анализ состояния с учётом международного права механизмов регулирования отношений, связанных с эвакуацией и жизнеобеспечением населения в ЧС, и предложения по совершенствованию российского законодательства в этой сфере [37] .

— Выявление проблем гражданско-правовой ответственности (ГПО) в области защиты населения и территорий от ЧС и их толкование. Предложения по развитию механизмов регулирования ГПО [39].

— Предложения по разработке правовых актов, необходимых для реализации механизмов действия права при защите населения от ЧС в условиях чрезвычайного положения. Толкование процесса осуществления конституционного института — введения режима чрезвычайного положения в государствах-участниках СНГ и состояния правовой урегулированности мер и временных ограничений при режиме чрезвычайного положения, вводимого по обстоятельствам ЧС природного и техногенного характера [41, 44-47].

— Классификация  и толкование экономических механизмов обеспечения защиты населения и территорий от ЧС по признаку их функционального действия на процесс защиты. Оценка нормативной правовой обеспеченности действия этих механизмов в рамках российского законодательства. Проекты федеральных законов «О стихийных бедствиях» и «Об оказании помощи при стихийных бедствиях» (рук. НИР) [43, 42].

— Анализ организационно-правовых проблем и разработка предложений по реформированию спасательных сил [48, 51-55, 57, 61-63].

— Обоснование направлений развития нормативной правовой базы (НПБ) в области обеспечения защищенности критически важных объектов, установление показателей оценки состояния федеральной НПБ, обеспечивающей оценивание опасности объектов и территорий [49, 50, 56, 61, 64, 77, 79-81, 81, 83, 85, 90, 91, 93, 96, 97].

— Анализ теоретических положений, разработка концепций и проектов, направленных на развитие контрольной и надзорной деятельности в области гражданской защиты [71-76, 91, 93, 96-98, 106, 107].

— Совокупность энциклопедических статей по тематическому направлению «Нормативное правовое обеспечение гражданской защиты (гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций)», отв. исполнитель труда — Т. 1-4 [65].

— Анализ состояния и обоснование направлений интеграционного развития нормативной правовой базы, регулирующей отношения по обеспечению безопасности перемещения населения и транспортировки грузов на автодорожном и водном транспорте [66, 68, 69, 92, 95, 96, 97, 99].

— Анализ состояния и разработка предложений по развитию нормативной правовой базы защиты населения и территорий от биолого-социальных чрезвычайных ситуаций [84, 86-88, 102].

— Анализ организационно-правовых предпосылок интеграции государственных спасательно-защитных систем и обоснование направлений развития нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с созданием, деятельностью и развитием объединённой государственной спасательно-защитной системы (ОГСЗС) [98, 100, 101, 103, 106, 107].

— Толкование принципов и обоснование направлений систематизации (кодификации) законодательства, регулирующего отношения, связанные с созданием, деятельностью и развитием ОГСЗС [70, 100, 101, 103, 106].

Результаты сформулированы А.В. Костровым