Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Николай Яковлевич прожил, по современным представлениям, не короткую жизнь – 77 лет (19.12.1929–15.07.2006). Он не погиб ни в авиа-, ни в автокатастрофе. Причиной смерти оказался рак. Его военная лётная служба и работа на пенсии – это в сущности история массового освоения реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков курсантами (в том числе и им самим) ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ. К сожалению, в упоминаемой выше книге «100 лет ЕВВАУЛ» не удалось найти упоминания об этом большом лётчике-инструкторе, авторитетном партийном руководителе и отличном воспитателе курсантов. Да и вообще, оказалось трудным обнаружить в открытых источниках информации по авиационной тематике достаточно подробное описание жизненного пути, тяжёлой и высоко рискованной службы одной из основных фигур в подготовке лётчиков – лётчика-инструктора.
Краткая биография нашего героя изложена в очерке благодарного и безгранично любящего дедушку единственного внука – полковника Вяликова Николая Сергеевича, выпускника ЕВВАУ (ныне – Военного атташе в Берлине – ФРГ).
После ознакомления с очерком у А. Кострова возникла мысль дополнить написанную внуком биографию сохранившимися в памяти фактами из нашей совместной учёбы, его поведения как старшего курсанта эскадрильи, коснуться продолжительной тяжёлой, рискованной и постоянно напряжённой деятельности лётчика-инструктора и воспитателя курсантов. Кстати, А. Кострову после окончания ВМОЛАУ была уготована тоже служба на должности лётчика-инструктора этого же училища. И только печальная случайность, о которой написано в разделе настоящего сайта «Лётная подготовка курсанта…», помешала этому. Инструктор А. Кострова ст. лейтенант Емельянов В. в связи с переназначением своего выпускника сказал: «Не переживайте, это не хуже». Тогда до разума не доходил смысл этих слов. Честно говоря, А. Костров имел внутреннее желание быть лётчиком-инструктором, считая, что это почётная и благодарная работа. И когда случайно удалось прочесть в соцсетях указанную биографию, обострился интерес выявить смысл неявного высказывания инструктора В. Емельянова о службе лётчика-инструктора и службе лётчика строевого полка. Ничего не могу сказать о личном отношении Николая Вяликова к службе инструктора. Он окончил ВМОЛАУ по первому разряду и имел право выбора места службы.
Случилось так, что лейтенанты Вяликов и Костров оказались в начале 1955 г. в строевых истребительных авиационных полках одной и той же 24-й ГИАД КБФ: Вяликов – в 10-м ГИАП, Костров – в 4-м ГИАП, базировавшихся на аэр. Мамоново Калининградской обл. (немецкая авиабаза Хайлигенбайль (Heiligenbeil)).
В первый же год службы в 10-м ГИАП лейтенант Вяликов был отозван командованием ВМОЛАУ для продолжения службы в качестве лётчика-инструктора этого училища. Представляется (следует уточнения), что он продолжил инструкторскую службу в том же базировавшемся на центральном аэродроме в Ейске 4-м полку (в последующем – 959 учебный авиационный полк – в/ч 99311), который выпускал его и А. Кострова лётчиками-истребителями на реактивном МИГ-15.
С Николаем Вяликовым А. Костров знаком с начала 1-го курса теоретической подготовки (проживание в казарме главного здания ВМОЛАУ, Ейск), а потом и лётной подготовки (проживание в приаэродромной казарме аэр. Кухаривка). Он был на 3 года (с небольшим) старше А. Кострова, среднего роста, смуглое лицо и чёрные кудрявые волосы. Не будет неправдой сказать, что его биография была схожей с биографией многих курсантов первокурсников тех лет. Но он был заметно взрослее многих других, с большим жизненным опытом, имел диплом с отличием об окончании техникума. Наверное, поэтому выбор начальства пал на него, и он был назначен старшим курсантом учебного подразделения («вице-старшиной» эскадрильи).
Коснёмся кратко его «докурсантской» биографии.
По данным очерка внука, родился 19 декабря 1929 г. на хуторе Хотунок (сельское поселение пригорода Новочеркасска Ростовской области) в семье председателя колхоза и школьной уборщицы. Отец Яков Вяликов в первый же год войны был призван в армию. Четырёхкласснику Николаю в 1941-м году пришлось наряду со взрослыми участвовать в уборке колхозного урожая. После оккупации – ремесленное училище, всё обучение в котором – ремонт фюзеляжей самолётов в условиях очень холодной зимы. Замерзали руки и ноги. В такой ситуации возникла неприязнь к самолётам. Отец, возвратившись в 1947 г. с войны, сказал сыну, что надо продолжить учёбу в школе, хотя бы закончить семилетку. Но он, семнадцатилетний парень, считал ниже своего достоинства сесть за парту 5-го класса. С помощью отца устроился в мукомольно-элеваторный техникум. Учёба давалась очень нелегко, только воля и способности позволили закончить техникум с дипломом с отличием.
Такой диплом давал возможность поступить в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов. Нужно было только пройти собеседование и мандатную комиссию. Появилась возможность осуществить юношескую мечту: стать курсантом высшего командного военно-морского училища (в Севастополе). Мандатная комиссия отклонила просьбу абитуриента о приёме, поскольку он проживал на оккупированной врагом территории. Без особого желания поступил в ВМОЛАУ им. Сталина.
Уже в начале 1-го курса он имел лычку на погонах (ст. матрос, по-армейски – ефрейтор), что означало – старший курсант. В последующие учебные годы на его плечах были погоны сержанта. Он являлся, как уже говорилось, «вице-старшиной» эскадрильи, непосредственно подчинялся штатному старшине эскадрильи старшине Д. Шумейко [1]. Его функции заключались в: исполнении курсантами распорядка дня; контроле несения курсантами внутренней дежурной службы; подготовке курсантского наряда к несению караульной службы; выполнении различных распоряжений командиров эскадрильи и полка.


[1] В эскадрилье было несколько курсантов, окончивших аэроклубы, но выбор начальства пал на Н. Вяликова.


Николай запомнился тем, что в свободное казарменное время его можно было часто видеть с книжкой в руках: увлекался чтением художественной литературы. По отношению ко всем курсантам вёл себя ровно и спокойно, был сдержан и собран. Верно, иногда в его поведении и языке можно было заметить некоторые проявления небольшой, как говорят, «блатнецы», присущей в послевоенные годы молодым людям, считавшим, что «Ростов – папа, а Одесса – мама». По-видимому, для Николая это являлось последствием учёбы и коллективного быта учащихся городских техникумов и ремесленных училищ в послевоенные годы [2]. Некоторым курсантам нравилось подражать таким манерам [3].


[2] Один из моих идеальных в поведении деревенских одноклассников по 7-милетке во время учёбы (1947–50 гг.) в техникуме в Калинине (Твери), в разговоре тоже стал употреблять слова из языка блатного мира. До учеников сельской средней школы, в которой учился А. Костров, такое не дошло.

[3] Когда старшина эскадрильи Д. Шумейко отправлял курсантов в отпуск, он напоминал им о необходимости особо высокой бдительности при пересадке на поезда в Ростове. Он напутствовал: «Помните, что «Ростов – папа, а Одесса – мама»» (поговорка блатного мира, трудно сказать, когда и почему она появилась).


Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Курсант 1-го курса ВМОЛАУ им. Сталина Н. Вяликов с товарищем. На погонах – одна лычка (старший матрос). Ейск, 1951–52 гг. Фото из архива Вяликовых

На 1-м и 2-м курсах обучался лётному делу соответственно на учебном ЯК-18 и учебно-боевом ЯК-11, в 1-м учебном полку полковника Виноградова (оба курса – на одном и том же аэродроме в Кухаривке).

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)Курсант Н. Вяликов – 2-й ряд, 2-й слева, курсант А. Костров – 1-й ряд, 1-й справа (с перехваченными руками). 2-й курс ВМОЛАУ, 1953 г. (обучение на поршневом ЯК-11). Аэр. Кухаривка, воскресный нелётный день. Фотография из архива А. Кострова

Отлично успевал по всем предметам теоретической подготовки, в лётной подготовке затруднений не испытывал, о чём можно судить по приведённому ниже стендовому фотоколлажу. В общем, был отличником.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

 

Курсанты 3-го курса 4-го УИАП ВМОЛАУ им. Сталина. Н. Вяликов (верхний ряд, 2-й справа) и А. Костров (нижний ряд, 1-й слева) и другие их товарищи отмечены как отличники боевой и политической подготовки. Ейск, 1954 г. Из личного сайта А. Кострова

Помнится, что курсант Вяликов на 3-м (выпускном) курсе вступил в ряды КПСС – стал кандидатом в её члены.
На 3-м курсе осваивал реактивный МИГ-15 в полку подполковника Богданова (аэр. Ейск) в подразделении (эскадрилье) майора Трахтенгерца, звене майора Алёшина, лётной группе капитана Денисова (курсанты: Вяликов, Бунаков, Комиссарчук, Ковалёв, Коржиков – 5 курсантов. Такое число курсантов в лётной группе было типичным).

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Фрагмент незаполненной фотоведомости результатов сдачи выпускных госэкзаменов – подразделение (звено) майора Алёшина, лётная группа капитана Денисова. Курсант Вяликов все госэкзамены сдал на отлично, окончил училище по 1-му разряду. Ейск, октябрь, 1954 г. Из архива А. Кострова

На следующем фото (фрагмент предвыпускного фото, его полный формат – в подразделе настоящего сайта «Лётная подготовка курсанта-лётчика ВМОЛАУ им. Сталина») – курсанты Кривоносиков, Вяликов, Митин, Симонов, Костров, Егоров в парадной форме лейтенантов-выпускников.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Выпускники ВМОЛАУ им. Сталина 1954 г. лётчики-истребители (МИГ-15) лейтенанты Н. Вяликов и А. Костров (на одной вертикали с командиром эскадрильи майором Трахтенгерцем, слева – замкомандира эскадрильи по политической части капитан Равков, справа – майор Алёшин, командир звена Н. Вяликова. Ейск, 1954 г. Из архива А. Кострова

Типы самолётов, которые освоил курсант Вяликов во ВМОЛАУ им. Сталина, показаны на нижеследующем коллаже (из Личного сайта Кострова А.В.).

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Путь в лётчики-истребители курсанта Н. Вяликова (как и А. Кострова) лежал через освоение указанных самолётов: ЯК-18 – первый курс, ЯК-11 – второй курс, УТИ МИГ-15 и МИГ-15 – третий курс.
После окончания училища лейтенант Вяликов, без затяжки, женился на любимой девушке – Тоне (Антонине Павловне), симпатии к которой развивались со времён учёбы в техникуме. Он был направлен служить на Балтику – в 10-й ГИАП 24 ГИАД ВВС КБФ (аэр. Мамоново Калининградская обл.). В конце 1955 г. отозван во ВМОЛАУ им. Сталина (Ейск) на должность лётчика-инструктора.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Начинающий лётчик-инструктор ВМОЛАУ им. Сталина лейтенант Вяликов Николай Яковлевич. 4-й АП–959 УИАП (в/ч 99311). Ейск, 1955–56 гг. Фото из архива семьи Вяликовых

В последующем готовил курсантов-лётчиков к пилотированию и боевому применению боевых истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Это было время перехода училища от подготовки лётчиков-истребителей к подготовке лётчиков –истребителей-бомбардировщиков. На коллаже показаны и учебные, и боевые машины, на которых довелось лётчику Н. Вяликову обучать курсантов.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

В должности лётчика-инструктора прослужил 15 лет. Летал на центральном аэродроме в Ейске, исключение – 3 года на аэр. Кущёвка, когда занимал должность зам командира полка.
Прошёл без отрыва от службы полный курс вновь созданного в 1960 г. на базе ЕВВАУЛ 4-хгодичного вечерне-заочного отделения, давшего ему высшее образование. В выполнении учебной программы отделения принимал непосредственное участие профессорско-преподавательский состав ВВА им. Ю.А. Гагарина (Монино). Слушателю Вяликову приходилось неоднократно бывать на сборах в этой академии.
В пору инструкторской службы, являясь секретарём партбюро полка, летом 1963 г. вместе с обучаемым курсантом совершил вынужденное катапультирование из горящего самолёта УТИ МИГ-15. В то время в 959 УАП, в котором служил инструктором Н. Вяликов, курсантов готовили на модифицированном (под задачи истребителя-бомбардировщика) МИГ-17. Ранее говорилось, что в качестве переходного (учебного) самолёта при подготовке лётчиков к полётам на боевых истребителях МИГ-15, МИГ-17 и МИГ-19 в ВВС страны использовался УТИ МИГ-15.
В 1964 г. отмечено («Авиация и космонавтика», 1964, № 6, с.23–24). Что капитан Н. Вяликов является одним из новаторов лётчиков-инструкторов ЕВВАУЛ, совершенствующих методику лётного обучения на основе передового опыта старших командиров в пилотировании новых истребителей. К этому времени он имел квалификацию – «Военный лётчик 1-го класса» [4].


[4] Впервые классная квалификация лётного состава, льготы и награды за полёты в сложных условиях были установлены в 1950 г. Советом Министров СССР и введены в действие приказом Военного Министра СССР от 08 мая 1950 г. № 085. Предусматривались 3 степени классности: 3-я (низшая), 2-я и 1-я (высшая), которые определяли уровень знаний, умение качественно и в заданные сроки выполнять соответствующие функциональные обязанности, иметь удовлетворяющие определённым нормативам практические навыки. Военный лётчик 1-го класса должен был иметь не менее 500 часов налёта на всех типах самолётов (вертолётов).


Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Военный лётчик 1-го класса Н.Я. Вяликов в кабине истребителя-бомбардировщика. Фото из архива семьи Вяликовых

По данным упоминаемого выше очерка внука, учтённый в Лётной книжке налёт Н. Вяликова за годы лётной службы – более 3500 ч [5]. Совершил более 120 прыжков с парашютом (из них более 40 в море).


[5] Имел место быть и неучтённый налёт, который не документировался, чтобы официально не показывать превышения (что являлось серьёзным нарушением регламентирующих документов) дневных норм налёта инструктора; это происходило из-за нехватки инструкторов, были вынуждены баки самолёта инструктора заправлять до десятка раз в лётную смену). Указанный налёт (3500 ч.) более чем в два раза превышает норму налёта (1500 ч.), позволяющую претендовать на самую высокую квалификацию военного лётчика – «Военного лётчика-снайпера».


Как член КПСС, избирался секретарём партбюро эскадрильи, партбюро полка, парткома учебной авиационной части ЕВВАУЛ. Являясь лётчиком-инструктором и одновременно выполняя партийную работу, он дослужился до майора. С должности инструктора, которую занимал 15 лет, был переведён на должность летающего заместителя командира полка по политической части (требуется уточнение). На этой должности ему было присвоено звание «подполковник» [6].


[6] Кстати, большинство его однокашников по училищу оставались капитанами. В 50-е–60-е годы обычный лётчик-инструктор мог получить звание «капитана», последующее продвижение в училище для него было затруднено. В строевых частях истребительной авиации «капитанской» должностью была должность командира звена. Но эту должность надо было очень постараться заслужить. В конце 50-х началась ликвидация строевых частей морской истребительной авиации. Наступил кризис в карьере многих лётчиков. Очень пострадали выпускники ВМОЛАУ 50-х годов. Так что не удалось сравнить, какая служба лучше – лётчика–инструктора или лётчика строевого полка.


В 1977-м году (в возрасте 48-ми лет, 26 календарных лет военной службы, 22 календарного года на лётной службе) в звании подполковника принял решение выйти на пенсию. Однако, осмыслив складывающиеся обстоятельства, доложил начальнику училища (генерал-майору Подкопникову А.Ф.), что готов продолжить военную службу. В результате стал первым командиром батальона курсантов и начальником лагерного сбора призывников (курсов молодого бойца (КМБ); в 1951-м году Н. Вяликов и А. Костров проходили на Ейской косе курс молодого матроса (КММ)). На этой должности ему было присвоено звание «полковник».
В 1978-м году у Вяликовых прибавление: у сына Сергея родился сын, которого назвали Николаем (наверное, в честь дедушки). Николай Яковлевич и Антонина Павловна стали соответственно дедушкой и бабушкой.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Командир батальона курсантов – начальник лагерного сбора призывников ЕВВАУЛ полковник Вяликов. Ейск, 80-е годы. Из архива семьи Вяликовых

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Супруги Вяликовы – Антонина Павловна и Николай Яковлевич. 80-е годы, Ейск. Из архива семьи Вяликовых

В 1984 г. полковник Вяликов Н.Я. уволен с военной службы на пенсию по возрасту. Но он не желает прекращать службу Отечеству, устраивается на работу на должность старшего лаборанта-психолога психофизиологической лаборатории (ПФЛ) училища, занимающейся вопросами профессионального отбора абитуриентов [7]. В эти годы параллельно читает лекции на кафедре общественных наук училища. На должности лаборанта проработал до сентября 2005 г.


[7] История указанного отбора кратко рассмотрена в разделе настоящего сайта «Военно-морское училище лётчиков», подраздел «О профессиональном психологическом отборе поступающих в ВМОЛАУ им. Сталина».


В 1988 г. семью постигла трагедия – погиб единственный сын Сергей Николаевич Вяликов. Николай Яковлевич полностью берёт на себя воспитание внука (сына Сергея). Со слов внука, для дедушки поддержание благополучия семьи было святым делом. Несмотря на большие неприятности, он продолжает активно работать в Совете ветеранов ЕВВАУЛ.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Член Совета ветеранов ЕВВАУЛ работающий пенсионер полковник в отставке Н.Я. Вяликов (на первом плане) на торжественном построении личного состава училища вручает «Наставление ветеранов» выпускнику училища 1991 г. лётчику истребителю-бомбардировщику. На втором плане – генерал-майор авиации В.Н. Горбась – начальник ЕВВАУЛ (на момент вручения дипломов заместитель командующего 4-й воздушной армии), 26 октября1991 г. Кадр из ролика (интернет)

В 2005 г. у Николая Яковлевича обнаружен рак.
15 июля 2006 г. – кончина жизни (19.12.1929–15.07.2006).
Похоронен на кладбище г. Ейска.
Светлая-пресветлая память Николаю Яковлевичу Вяликову!
Своё дело по защите Отечества он наследовал своему единственному и благодарному внуку – Николаю Сергеевичу Вяликову, считающему любимого покойного дедушку отцом-воспитателем и формирователем себя как личности.

Лётчик-инструктор и воспитатель курсантов ВМОЛАУ-ЕВВАУЛ полковник ВЯЛИКОВ Николай Яковлевич (однокашник по ВМОЛАУ)

Военный атташе РФ в Берлине (ФРГ) Вяликов Николай Сергеевич со своей семьёй – женой Вяликовой Юлией Валерьевной, сыном Сергеем и дочерью Анной. Берлин, Тиргартен, Мемориал павшим советским воинам, День победы, 9 мая 2020 г. Из архива Вяликовых

Пожелаем внуку и членам его семьи дальнейших успехов и удач в жизни и службе!

***

При написании настоящей статьи использованы следующие источники информации:

Вяликов Н.С. Краткая биография Вяликова Николая Яковлевича, 2007 г. (ссылка)
Личный сайт Кострова А.В. (ссылка)
Вабищевич Г., Левшов П., Баклыков В., Тишкин В. Славной отчизны сыновья/ Краснодар: Периодика Кубани, 2015, 492 с.
Материалы Форума выпускников ЕВВАУЛ (ссылка)

С ответственностью, Костров Анатолий Васильевич – ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
15 ноября 2020 г.