О профессиональном психологическом отборе (ППО) поступающих в ВМОЛАУ в 1951 году

Как следует из изложенного выше, отбор из нескольких сотен желающих поступить в 1951 г. в ВМОЛАУ осуществлялся в соответствии со сложившейся в СССР схемой отбора: 1) установление врачебной лётной комиссией (ВЛК) состояния здоровья поступающего по показаниям специалистов: стоматолога, лор-врача, невропатолога, хирурга, терапевта, офтальмолога; 2) проверка физической подготовки (бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине, отжимание); 3) письменные экзамены по русскому языку и математике. Даже в элементарном представлении в те годы ППО не существовало. Автор настоящего сайта заинтересовался, почему же так обстояло дело. Практика-то показывала, что имел место быть значительный отсев по профнепригодности к лётной службе и при обучении, и в процессе службы в строевых частях после окончания училища. Этот факт подтверждает пролетавший более 30 лет на истребителях однокашник по ВМОЛАУ им. Сталина Заслуженный военный лётчик СССР полковник Смирнов Виктор Иванович. Чтобы получить ответ на возникший вопрос, пришлось прибегнуть к исследовательской методе: ознакомиться с системой отбора поступающих на военные лётные специальности как за рубежом, так и в родном Отечестве. Особенно представляла интерес система отбора в крупнейшей авиационной державе – США. Честно говоря, это ознакомление вызвало удивление, потому что условный курсант А. Костров если и подвергся проверке профессионально-психологических качеств, необходимых для лётчика-истребителя, – так это состоялось лишь при организованном наблюдении всеми прошедшими отбор курсантами двух описанных выше демонстрационных «бреющих» полётов полковника Азевича А.И. на Ла-11 и МиГ-15 над Ейской косой, на которой условные курсанты до принятия Военной присяги (окончательным зачислением в училище) проходили КММ.
По данным обстоятельной обзорной статьи – Чуйков Д.А. Профессионально-психологический отбор лётного состава: история и современность// VI Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум-2014», о необходимости отбора пилотов морской авиации с учетом психологических факторов Морской департамент США заявил в 1916 г. В последующем была разработана стандартная система тестов интеллекта лиц, призванных в армию. В 1918 г. все военнослужащие США (более полутора миллиона чел.) прошли проверку на указанные тесты. Группа психологов на одной из баз морской авиации США в начале 1940 г. выполнила начальные исследования. К вступлению США во Вторую мировую войну (7 декабря 1941 года, после нападения Японии на Перл-Харбор) был создан набор бланковых тестов для отбора желающих обучаться и служить в военно-морской авиации. Применение таких тестов при отборе сократило отсев обучающихся с 50% до 30%. В последующие годы указанные тесты совершенствовались. В июне 1941 г. под эгидой Главного врача ВВС США создан психологический отдел для разработки программы отборочных исследований летного состава. Первая программа (бланковые тесты, не требующие сложного оборудования и позволяющие испытывать одновременно большие группы людей) принята в феврале 1942 г. С её использованием было испытано свыше тысячи курсантов. Все курсанты, независимо от результатов тестирования, были допущены к лётному обучению. Последующая проверка показала, что из тех, кто в действительности не выдержал этих отборочных испытаний, только 11% закончили лётное обучение, тогда как из успешно прошедших испытания 35% закончили обучение. Эти результаты показывают, что применение ППО позволяет: 1) отсеять по большей части действительно не пригодных поступающих; 2) из благополучно прошедших отбор пригодной оказалась, только одна треть; 3) из 2) следует, что методика тестирования и отбора требует совершенствования. В последующем были разработаны новые, более сложные бланковые тесты, а также наборы аппаратурных тестов (НАТ). За время Второй мировой войны в США создано и испытано более десятка таких НАТов. Результаты тестирования оценивались в условных единицах, которые затем складывались, и общая оценка преобразовывалась в так называемую 9-тибальную шкалу ППО (9 – высшая оценка), 1 – низшая). В ВВС США во Вторую мировую войну действовало несколько сот отборочных комиссий с участием более полутора тысяч психологов. Квалификационными тестами испытано свыше 1 млн чел., около 450 тысяч было отсеяно. Признано, что ППО дал высокий военно-экономический эффект.
А что можно сказать о подобном отборе лётного состава в СССР, как объяснить отсутствие ППО в ВВС ВМФ и ВВС КА- СА, в частности в ВМОЛАУ им. Сталина в 1951 году?
В СССР работы по психологическому отбору лётного состава были начаты сразу после окончания гражданской войны. В 20-е годы стали применять «лётно-испытательный отбор», в программу которого, наряду с рулением на специально приспособленных для этих целей учебных самолетах, входило также выполнение испытательных полетов. Выводы о лётных качествах отбираемых делались на основании результатов выполнения этих полетов. При этом учитывались также заключения лётчиков-инструкторов, врачей-психологов о желании кандидата стать лётчиком, наличии у него уверенности в своих силах, стремлении целенаправленно развивать и совершенствовать свои психофизиологические данные и т. п. Метод лётно-испытательных полётов (МЛИП) давал возможность определять степень пригодности проверяемого к последующей лётной работе. Особенностью МЛИП было то, что оценка (испытание) определяющих способностей испытываемого производилась в процессе самой его лётной деятельности. Это существенно отличает МЛИП от американского подхода отбора. Такой «лётно-испытательный» отбор не получил широкого распространения, потому что при массовом наборе курсантов (каким был набор, например, в ВМОЛАУ им. Сталина в 1951 г.) его осуществление не имело практического смысла (очень дорого и продолжительно).
С 1928 г. работа по ППО летного состава стала проводить психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), реорганизованная в последующем в Институт авиационной медицины им. академика И.П. Павлова (ныне – Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова). В результате проведенных в этом учреждении работ в 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС», которое рассматривалось как единое руководство по отбору в авиацию. Все кандидаты, признанные годными по состоянию здоровья к лётному обучению, подлежали психофизиологическому отбору. Поступающим в лётные школы предъявлялись следующие требования: классовая сознательность, сообразительность, техническая смекалка, логичность мышления, высокая скорость реакции, хорошие распределение, объем и устойчивость внимания; наличие развитых моторных навыков, хороший глазомер, сила воли, настойчивость, выносливость, смелость, физическая сила и ловкость. Все эти качества предписывалось оценивать с использованием тестов. Но в 1936 г. было принято упоминаемое в разделе этого сайта «Школа» постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», в котором (постановлении) тесты были подвергнуты острой критике. Психотехнические методики перестали применяться не только в школьной практике, но и при отборе военных специалистов. Изданное в 1937 г. Временное руководство по медицинскому отбору кандидатов в лётные школы предусматривало выявление психических заболеваний, психические же качества поступающих в их системном представлении не учитывались. Исследовательские работы по проблемам оценки лётных способностей и ППО поступающих в лётные училища в значительной степени потеряли свою активность. По нашему мнению, это в значительной степени даёт ответ на вопрос: «Почему в 1951-м году в ВМОЛАУ им. Сталина не было ППО?». Только в 1955 г. в СССР вышли первые послевоенные «Методические указания по изучению индивидуально-психологических качеств курсантов и летчиков», содержащие: 1) программы для изучения психологических особенностей курсантов и летчиков в различных видах их деятельности; 2) правила проведения лабораторного психологического обследования; 3) методику статистической обработки результатов обследований; 4) инструкцию по проведению экспериментально-психологических исследований и составление психологических характеристик; 5) беседы и динамические наблюдения, – см.: Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Уч. пособие для вузов – М.: ПЕРСЭ, 2001, 511 с. В 1961 г. впервые в СССР был проведен экспериментальный психологический отбор кандидатов в отдельных летных училищах. В 1964 г. в ряде лётных училищ был официально введен психологический отбор среди кандидатов, признанных годными по состоянию здоровья к лётному обучению и сдавших конкурсные вступительные экзамены. При отборе применялись бланковые тесты – при групповом обследовании и аппаратурные методики и таблицы – при индивидуальном обследовании. При этом выполнялись наблюдения и проводились беседы с каждым кандидатом. Беседы позволяли определять уровень общего развития поступающего, мотивацию и направленность на лётную работу, поведенческие особенности, уточнить результаты экспериментально-психологических наблюдений. Кстати, подобный психологический отбор в начале 60-х годов проведён в ЕВВАУЛ (бывшем ВМОЛАУ им. Сталина) под руководством Т.Т. Джамгарова и в ХВВАУЛ (бывшем Чугуевском ВАУЛ) под руководством Е.А. Милеряна*. В ЕВВАУЛ претенденты обследовались по комплексу физических упражнений на координацию движений, выносливость, эмоциональную устойчивость. По результатам обследования поступающих распределяли по 4-м группам с рекомендациями: 1-я группа – кандидаты, получившие только отличные и хорошие оценки по всем методикам, при наличии более 30% отличных оценок – «предоставить наибольшие преимущества при поступлении в училище»; 2-я группа – кандидаты, не имеющие неудовлетворительных оценок – «рекомендовать для поступления в училище»; 3-я группа – кандидаты, имеющие не более одной неудовлетворительной оценки – «принимать в училище только при особо высоких показателях конкурсных экзаменов»; 4-я группа – кандидаты имеющие две и более неудовлетворительных оценок – «не принимать в лётное училище».


*При проведении психологического отбора в ХВВАУЛ главное внимание было обращено на выбор и апробацию аппаратурных и бланковых методик.


В результате последовательного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ВВС СССР была создана система профессионального психологического отбора (ППО). Директивой ГК ВВС СССР от 20 мая 1964 г. N 1488 при приеме в летные училища наряду со вступительными экзаменами было введено психологическое обследование. В 1966 г. для осуществления ППО курсантов в летные училища были разработаны Правила приема в военно-учебные заведения Министерства обороны СССР и введены в действие Приказом МО СССР от 26.02.1989 г. N 90. Сначала ППО проводился только в авиационных истребительных училищах, затем, по мере разработки и уточнения методик, критериев и нормативов оценки – во всех остальных родах военной авиации – бомбардировочной, штурмовой, дальней, транспортной, морской ракетоносной и противолодочной.
ППО, ставший в последние десятилетия обязательным и одной из основных частей общего профессионального отбора курсантов в лётные училища, проводится через несколько отводимых на акклиматизацию (3-4-х) дней после прибытия в училище. Для предметности представления процедуры ППО ниже приведены подённые проверки, взятые из Интернета (опыт КВВАУЛ – Россия)
В первый день проводится беседа с психологом (ответы на вопросы), который в первую очередь оценивает мотивацию и желание учиться, выявляет слабо развитых и случайных поступающих, откровенно недисциплинированных, с вредными привычками субъектов. В первый день проводятся испытания на несколько тестов – «отыскание закономерностей», «запоминание знаков», «вращение кубов» (кубы со стрелками на гранях) и др.
Во второй день проводят проверку на установках с использованием монитора и наушников: на фоне музыкального сопровождения воспроизводят реальный радиообмен, тревожные сигналы и команды речевого информатора – «пожар», «отказ управления» и т.п. В это время на экране монитора появляются примеры на четыре арифметических действия, которые необходимо выполнить (проверка способности мыслить при звуковых раздражителях).
В третий день проходят (с использованием исключительно компьютера) такие тесты, как «часы», «компасы», «красно-чёрная таблица», «численно-буквенные сочетания», «шкалы», «оперативный счет», тесты Равена, «вращение кубов (с точками на гранях)», «запоминание слов» и другие. Время выполнения каждого теста ограничено, по истечении которого экран гаснет и высвечивается следующее задание (тест). Сэкономленное время на любом тесте переносится на последующий.
Подобные тесты содержатся в Руководстве по профессиональному психологическому отбору кандидатов в высшие военные авиационные училища лётчиков и штурманов, которое можно найти в Интернете.
Прошедшие ППО проходят затем ВЛК, не прошедшие – отправляются домой.