О психологии лётчиков истребительной и транспортной авиации, а также о профессионально важных качествах военных лётчиков

Как следует из изложенного выше, автору настоящего сайта, по воле судьбы, пришлось очень непродолжительное время полетать и в истребительной (ИА), и в транспортной (ТА) авиации. И в той, и в другой авиации налёт был малым. Истребительную авиацию пришлось оставить, находясь в должности старшего лётчика, ТА – в должности правого пилота (по-современному, – помощника командира воздушного судна (КВС)). Тем не менее в памяти остались достаточно предметные представления, относящиеся к области профессиональной психологии лётчиков ИА и ТА. Эти представления не претендуют на фундаментальный научный вывод, это воззрения отдельного пилота, имеющего определённые основанные на практике сравнения психологии лётчика ИА и лётчика ТА.
Представляется, что в основе отличий профессиональной психологии лётчика ИА от профессиональной психологии лётчика ТА лежит разное ощущение безопасности полётов, выполняемых в рассматриваемых родах военной авиации. Для бывшего лётчика-истребителя было неожиданностью, что экипажи ТА летают без парашютов, также как в гражданской авиации (ГА). Естественно, возникал вопрос, это следует из высокой надёжности техники ТА и невысоких рисков субъективных факторов, связанных с ошибками членов экипажей ТА? Или это условие для экипажа, чтобы он (экипаж) в случае аварии в воздухе до конца своей жизни боролся за сохранность корабля, как объекта материальной ценности. Отсутствие парашютов подсознательно укрепляло психологию – «ничто не откажет, ничего не произойдёт, а если и произойдёт, то с большой вероятностью можно будет благополучно выйти из аномальной ситуации». Поэтому и на земле, и в полёте сохранялось внутреннее спокойствие, даже, можно сказать, убеждение, что выполнить полёт на транспортном самолёте – это всё равно, что проехать на автобусе городского транспорта. Такая психология характерна для преобладающей части пассажиров ГА. Если бы дело обстояло иначе, то большинство авиационных компаний ГА разорились. У лётчика-истребителя такого ощущения безопасности не бывает, Он всегда пребывает в состоянии «тревоги ожидания». Со слов Заслуженного военного лётчика СССР Смирнова Виктора Ивановича, на протяжении всей своей военной службы пролетавшего на многих типах современных истребителей, тревожность снижается по мере увеличения безаварийного налёта.
Теперь несколько слов о рисках ошибок лётчиков – истребителей и экипажей ТА. На самолётах ТА действия лётчика в полёте менее интенсивны, поскольку ему помогают штурман, борттехник, радист. Поэтому, по логике, очевидно, что вероятность допущения субъективных ошибок в выполнении элементов полёта профессиональным экипажем самолёта ТА должна быть ниже, чем лётчиком-истребителем, выполняющим в единственном собственном лице функции всех указанных специалистов, верно на порядки меньших отрезках времени. Лётчику-истребителю не свойственны длительные полёты. Можно сказать, что обычные (повседневные) полёты в ТА сопряжены в целом в мирное время с меньшими рисками для жизни членов экипажа, чем риски для жизни лётчиков-истребителей. Хотя просмотр данных о катастрофах в военной авиации СССР показал, что численность погибших в катастрофах в ТА превосходит подобную численность в ИА. Эти сведения относятся к лётной практике мирного времени.
Несколько слов о профессиональных важных качествах (ПВК) лётчика-истребителя. В мировой практике подготовки лётных кадров (особенно в широкопрофильных учебных учреждениях, в которых одновременно набирают и обучают кандидатов в лётчики истребительной, бомбардировочной, штурмовой, ракетоносной, транспортной и дальней авиации) устоялась метода, в соответствии с которой при распределении обучаемых по родам авиации, в первую очередь для обучения на одноместных самолётах (истребителях), заглавными считаются такие профессиональные качества обучаемого, как инициативность и находчивость, готовность к осознанному риску (смелость), решительность, целеустремленность и настойчивость, осмотрительность, способность быстро принимать решения в условиях дефицита времени, уверенность в своих действиях, надёжность выполнения приобретённых умений и навыков. Конечно же, большая часть этих ПВК при отборе на медицинских комиссиях не может быть определена. Эти качества обнаруживаются или не обнаруживаются в процессе лётной практики обучаемого и регулярного профессионального контроля этой практики [1]. Оценка указанных качеств предметно отображается в даваемой после окончания курса обучения лётной характеристике обучаемого.


[1] Здесь мы не говорим о нравственных качествах лётчика. Об этом шла речь в разделе «Лётная подготовка курсанта-лётчика ВМОЛАУ им. Сталина» настоящего сайта.


Следует сказать, что подобная метода практиковалась в процессе трёхгодичного обучения автора настоящего сайта в ВМОЛАУ им. И.В. Сталина, хотя это училище являлось монопрофильным. В начале 50-х годов в задачу училища входила подготовка лётчиков, способных освоить или одноместный поршневой истребитель, например, ЛА-9 или одноместный реактивный истребитель МИГ-15. Поэтому даже в эти годы имел место быть дифференцированный отбор. Верно, выпуск лётчиков–истребителей 1954 года уже состоял исключительно из лётчиков-реактивщиков. Наверное, будет правильным сказать, что совсем не плохо бы было, если бы лётчики любого другого рода военной авиации (не только истребительной) имели ПВК, подобные ПВК лётчиков ИА.